Взлёты и падения «белых» стихов



Подобно верлибру белый стих абсолютно свободен от рифм. Но в отличие от вольного стиха белый всегда придерживается определённого ритма и размера. Предтечей белого стиха считается античный безрифменный стих.

Эта форма стихосложения уже переживала пик популярности в конце восемнадцатого начале девятнадцатого веков. Само понятие «белый стих» пришло в русскую поэзию из Франции, а на берега Сены попало из английской литературы, в том числе, Шекспировских трагедий. Именно, из них позаимствовал стихотворную форму Пушкин, когда писал своего «Каменного гостя» белым пятистопным ямбом. Кроме того, белым стихом написаны многие из знакомым нам с де А до Пушкина ярым поклонником и защитником белых стихов был Василий Жуковский. Тредиаковский тоже любил «белый стих» и одним из первых стал писать гекзаметром, следуя за античными авторами.

Белыми стихами обычно писали поэмы или драмы в стихах. Так в дальнейшем традиции Пушкина и Жуковского продолжил Николай Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо», а за ним и Алексей Толстой в исторической трилогии про смерть Ивана Грозного и его приемниках Федоре Иоанновиче и Борисе Годунове.

В двадцатом веке популярность белого стиха снижается, его используют в основном при стилизациях. К таковой прибегал, в частности Мандельштам в стихотворении «Я не увижу знаменитой «Федры»…». Белые стихи при желании обнаружить в творчестве почти всех представителей Серебряного века. И Анны Ахматовой в том числе. В позднесовесткой поэзии к белым стихам обращались Давид Самойлов и Иосиф Бродский.

Вопреки распространённому среди пишущих стихи мнению, отсутствие в белых стихах рифм не лишает их поэтичности. Четкий ритм не позволяет глазу и языку спотыкаться при чтении, а образность, метафоричность языка, придаёт белым стихам изюминку. Скорее, наоборот, это банальные и стоптанные от частого употребления рифмы, типа любовь-кровь-вновь-морковь и тому подобные способны куда вернее убить поэзию в любом стихотворении. Также как глагольные, в особенности, инфинитивные рифмы. Кстати, «белый стих» не стоит путать с так называемым «холостым стихом», в котором рифмованные строки чередуются с нерифмованными. Но о рифмах мы поговорим как-нибудь в другой раз.

Олеся Шмакович