Николай Асеев: аристократ, поэт, революционер


Всегда трудно писать о людях, живущих на рубеже — эпох, времён, событий. Ибо в такие моменты нет ничего постоянного, всё мечется в круговерти ломающейся истории: сегодня — белое, завтра — красное… Именно таким периодом для нашей страны оказалась первая треть минувшего века: стык столетий, Первая мировая война, падение Империи, революция и ещё много событий чуть меньшего масштаба. И как в этой кутерьме разобраться людям, чем заняться, к какому лагерю примкнуть, какого мнения придерживаться?..

Подобные метания выпали и на долю Николая Асеева, ставшего впоследствии знаменитым поэтом, наставником многих молодых талантов. И хоть с выбором жизненной стези он определился достаточно рано, его немало пошвыряло по поэтическому морю начала двадцатого века.

Родился Николай 9 июля 1889 года в небольшом городке под Курском. В шестилетнем возрасте он потерял мать, отец же (дворянин по происхождению) женился во второй раз, оставив сына на попечение деда и бабки. Именно они и стали воспитателями, наставниками и вдохновителями будущего поэта. Мальчик с ранних лет заслушивался дедушкиными охотничьими рассказами об удивительных событиях, якобы происходивших с ним самим. Бабушка, помня своё крепостное детство, потрясающе тонко чувствовала природу и родной язык. И эти страсть к сочинительству и владение словом они передали своему внуку.

Писать Николай начал ещё в реальном училище, а первые его публикации появились в 1909 году. Получив филологическое образование в Харькове и побывав на фронтах Первой мировой, Асеев оседает в Москве. Но ещё раньше сводит дружбу с поэтами-футуристами и символистами, в частности, с Б. Пастернаком, В. Хлебниковым, В. Брюсовым, В. Маяковским и другими.

Вместе с ними он создаёт одно литературное общество за другим: то это «Лирика», то «Центрифуга», а то и вовсе «ЛЕФ» — «Левый фронт искусств». А главная идея этой деятельности — отказаться от поэзии для поэзии, от лирики и вымысла и поставить её на производственные рельсы — писать на потребу дня. В общем, побольше материального. Как сказал сам Асеев, учиться поэзии нужно у работающего станка.

Сейчас нам это может показаться глупостью, но в те времена появилось целое литературное направление, известное нам как соцреализм. И Асеев на этой ниве достиг немалых успехов. Его поэма «Маяковский» отмечена Сталинской премией, сборник стихов «Лад» — Ленинской. Он занимает неплохие посты — в редколлегии «Литературной газеты», правлении Союза писателей.

Тем не менее, несмотря на вполне определённое содержание произведений, его слог — это истинная речь простого русского человека, выросшего на необъятных просторах Руси-матушки и впитавшего всё её безграничное многообразие с рождения.

И ещё об одном нельзя не сказать. Наверняка, тот, кто захочет подробнее ознакомиться с биографией поэта, обязательно наткнётся на один не очень хороший факт: есть категория людей, напрямую обвиняющих Асеева в самоубийстве Марины Цветаевой.

Они действительно были в каком-то смысле дружны. Марина Ивановна бывала в доме Асеевых в Камергерском переулке, а Николай Николаевич высоко оценивал её творчество. Однако некоторые рассматривают их отношения как не признанного на Родине гения и обласканного властью средненького, но всемогущего поэта. Некоторые идут дальше, говоря о просящем и пренебрегающем.

Наверное, не стоит доводить ситуацию до такого гротеска. Ведь Асеев, как мог, помогал Цветаевой. А причины, побудившие её совершить такой поступок, мы вряд ли когда узнаем.

Юлия Лазарева